Полгода назад, в начале нового 2010 года, разгорелись ожесточенные споры вокруг сериала «Школа», в котором околопедагогическая общественность увидела оскорбление профессиональной чести и достоинства учителей, искажение действительности и потребовала снять фильм с эфира, наказать авторов и заказчиков этой провокационной, с точки зрения протестующих, акции.
Прошло всего полгода, кто-нибудь еще смотрит этот сериал?
Несмотря на правдоподобность материала, на узнаваемость отношений и стилистики диалогов, узнаваемость взаимонепонимания между учениками и учителями, низкий художественный уровень быстро погасил интерес к «искажению действительности».
И ничей авторитет не пострадал, и листочек не упал с лаврового венка нашей школы и учителей.
Вообще очень часто приходится видеть, как в образовательной политике разгораются обманные костры, да так ярко и правдоподобно, что внимание всего общества в одночасье становится прикованным к этой обманке.
Очередная обманка: крушение бесплатного образования в России. Кто-то придумал, что после вступления в силу закона об учреждениях какие-то уроки станут платными. А то, что платные услуги в школе сегодня провоцируют правонарушения будто никто не видит?
Каким образом изменится учебный план и почему в образовательной программе появятся платные уроки?
Как это следует из закона?
Ответов на эти вопросы не существует в принципе, но подозрительность и неверие в эффективные действующие институты хорошая почва для самых неправдоподобных и поражающих воображение предположений.
Сейчас бы настроить общество на уникальную возможность увеличить именно бюджетное финансирование, за счет включения в государственное и муниципальное задание тех услуг и видов деятельности, которые школа все равно оказывает населению: и предоставление спортзала и школьных стадионов, и пользование школьными библиотеками, и компьютерными классами, не говоря уже об аренде школьных помещений во время выборов…
Для маленькой сельской школы работа с населением не менее важна, чем обучение детей, недаром же говорят: «Умрет школа умрет село»» Так почему же не заплатить школе за предоставление необразовательных услуг? Причем заплатить из бюджета!
А потому, что в старом варианте школе выделяли средства только по смете реализации государственного образовательного стандарта.
В новой версии в муниципальное задание можно включить то, в чем учредитель реально заинтересован.
Но для этого надо продвинуть идеологию этого закона на места, обсудить методику расчета предоставления таких услуг, методику расчета муниципального и госзадания.
Это реальная, насущная задача сегодняшнего дня.
Не говоря уже о том, что надо срочно настроить проверяющие организации на другие правила расходования средств школой, потому что в любом статусе она остается получателем бюджетных средств, и в оптимальном варианте больших, чем раньше.
Что вместо этого?
Паника среди населения, митинги, на которых эмоции ораторов похожи на истерику одного из героев фильма «Бриллиантовая рука»: Шеф, все пропало, все пропало! Гипс снимают, клиент уезжает!
Так и хочется ответить фразой, обращенной, правда, к другому герою: Спокойно, Семен Семеныч!
Стандарт остается, финансовый норматив как гарантия реализации учебного плана остается, управляющий совет как институт влияния на образовательную программу усиливается, зато все деньги школы, как сэкономленные, так и заработанные, остаются самой школе. Расходовать все свои деньги (как бюджетные, так и внебюджетные) школа сможет по своему усмотрению.